"— Я же уже объяснял сто раз. Это не дурдом, это фишка игры, — возразил тот, что справа.
— Считать сумасшествие «изюминкой» — это, господа разрабы, не фишка. Это диагноз!"
Андрей Союстов,
Сколько играю в игры – никак не могу понять, почему геймдизайнеры упорно уничтожают всё то, что приносит геймеру хоть какую-то пользу и делает игру интереснее? «Baldur’s Gate»: пара героев второго-третьего уровня могла убить Дриззта, заманив его на берег озера напротив острова. Вышел патч, и теперь Дриззт сразу бежит вокруг озера, к мосту, ведущему на остров, а убить его в рукопашной схватке не удавалось никому. «Divinity: Original Sin»: после каждого повышения уровня герои могли купить пару книг, повышающих характеристики. Вышел патч, и теперь книги продаются лишь однажды.
«Ниффельхейм»: герой мог изготовить или купить многие доспехи, причём каждый предмет экипировки давал прибавку к характеристикам. Вышел патч: мало того, что характеристики незначительно улучшаются только при наличии полного комплекта брони; специальные доспехи теперь нельзя ни изготовить, ни купить – их можно только отыскать в сундуках боковых шахт. Помимо этого, за наличие или отсутствие доспехов отвечает генератор случайных чисел – люто ненавидимая мной система получения предметов…
«Ну и что? – скажет читатель, - Зато самому можно изготовить доспехи из меди, железа, титана, золота и мифрила: живи и радуйся!» Нет, радости не получается. Надел викинг золотой комплект, дающий защиту против нежити, отправился в шахты, а там на него набросились пауки, или атаковал тролль: спасаться бегством для переодевания?
Не говоря о том, что повышенную защиту от пауков или троллей дают как раз те комплекты, которые можно только найти… ну да – в тех самых шахтах, что населены пауками и троллями! Здорово, правда? (Вообще-то мне из всех возможных доспехов нужен только один – «Доспех палача»; почему – расскажу позже.)
Наконец-то Валькирия окинула свои запасы довольным взглядом: сундуки забиты компонентами зелий, травами, грибами, брёвнами, рудой, шкурами и прочим; соответствующее отделение рюкзака переполнено едой – можно отправляться на борьбу с боссами. Не каждый из поверженных оставляет после своей гибели фрагменты портала, но дело потихоньку шло к финалу.
Наконец осталось только четыре фрагмента. Ещё один рейд, довольная героиня бежит к порталу, предвкушая завершение своей нелёгкой миссии, и… пять фрагментов занимают только три места, зато появляется финальный босс (надеюсь, что финальный).
Как прикажете справляться с ним при том, что однократный урон врага превышает лечебную возможность самого мощного зелья? Смерть.
Это… интересно?
Во-первых, смерть моментально делает героя нищим, забирая всё золото. Во-вторых, один из предметов экипировки непременно падает на землю, оставаясь на месте сражения. Хорошо, если можно изготовить дубликат; а как быть в случае с уникальным предметом? И в-третьих, после смерти героя босс тут же излечивает все свои раны.
Быть может, лук? Попытка номер два: дистанция выстрела крайне мала, после пары стрел босс переходит в рукопашную, а пробежать мимо него не потеряв здоровье – почти невозможно. Смерть.
Даёшь артиллерию! Правда, пушка на вид слабовата, да и предназначена в первую очередь для разрушения стен, но вдруг? Пушка работает ещё хуже лука: страшно медленно перезаряжается, дистанция выстрела также мала. Смерть.
Мда, закончил миссию… Надо биться в рукопашную, но как? Максимальная защита ничего не значит для главного врага! Надо увеличивать все характеристики – значит, зелья.
Тут и обнаружился второй факт дисбаланса в плане нахождения компонентов. (Напоминаю первый: малое количество злаков делало бессмысленным приготовление ряда блюд.) Оказалось, что большинство зелий требует мёда: вот и решайте, что готовить – тыквенное пюре, ягодное повидло или зелье силы?
Ну ладно, побегав по окрестностям, мёд собрал. Но где искать огненный гриб, необходимый для изготовления эликсира берсерка? В запасах нет ни одного! Неужели пропустил что-то в пещерах?
Сверху донизу обшарил боковую пещеру, набрал разных грибов – огненного нет. Наверное, он растёт в центральной? Полностью выработал всю породу в центральной шахте – гриба нет. Как вы думаете, где он растёт? На поверхности, ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ!
Как об этом факте должен догадаться рядовой геймер, поставивший себе задачу: выполнить все условия ультиматумов? (За двести дней я провалил один – опрометчиво израсходовал всю железную руду.) После получения очередного ультиматума Валькирия послал ведьму в гости к Локи; в результате чего наступила пятидневная засуха. Исчезли мелкие зверьки и птички, высохли деревья.
Хищники никуда не пропали: видимо, питались друг другом; а скелетам всё равно, сухо снаружи или мокро. Как ни странно, травки, грибы и овощи исправно продолжали расти. (Между прочим, ни одного бычьего корня так и не нашёл, нигде.)
Ладно, зелье есть. Кстати, а где дракон?! Неужели совсем исчез – на дне главной шахты его не оказалось?!
Нет, он цел и невредим: статуэтка дракона теперь находится в боковом склепе, под внушительной охраной: начинающему герою её не отвоевать.
Валькирия отобрала и даже сумела выйти в пустоту, окружающую Ниффельхейм; но испугалась и вернулась обратно – пока проход не закрылся.
Это интересно!
К счастью, дракон по-прежнему многоразовый (я опасался, что для каждого применения придётся платить золотом и овцами), но в пещере главного злодея не активируется.
И если применить его против животных – сжигает их дотла, вместе со шкурами и мясом. В общем, нивелировали ручную зверушку викинга – не особенно она теперь и нужна… Жаль.
Зелье, дракон – как бы подготовиться к финальному бою ещё лучше? Идея – доспех палача! Правда, из комплекта всего несколько предметов: значит, нужно искать. В сундуках боковых шахт. (В обычных сундуках, не у боссов!) Ещё «сюрприз»: раз уж в игре попадаются животные без кожи и шерсти, почему не быть пустым сундукам? А отдельные просто не открываются – быть может, именно в них лежат недостающие части? Вдобавок поиск превратился в крайне опасное мероприятие…
Это важно!
Ни в коем случае не стоит атаковать боссов и собирать части портала до определённого момента: уровень врагов повышается с нахождением каждой из них. И Валькирия, отправившаяся на поиски доспехов, столкнулась с боссами восьмидесятого уровня!
Но это были цветочки: в чудовищный кошмар превратились боссы-пауки. Дело в том, что они не сидят в пещерах рядом с сундуками, а каким-то непостижимым образом узнают о появлении героя на уровне и тотчас бросаются на него. Валькирия в это время отбивает атаки многочисленных скелетов - и вдруг получает отравляющий укус!
Смерть от яда наступает очень быстро… (И толку в этих противоядиях, если через секунду героя отравят вновь?!) В общем, если собираетесь разыскать какой-то комплект доспехов, вначале отыщите его, и только потом начинайте охоту на боссов. При этом не стоит забывать: доспехи не подлежат ремонту, они – одноразовые! То есть пара комплектов приветствуется. Как бы их ещё отыскать?
Запасаемся двумя десятками дверей – на всякий случай, большим количеством еды; полностью опустошаем рюкзак – для трофеев, и отправляемся в любую из боковых шахт, можно даже на чужой земле.
Вы когда-нибудь слышали про пищу, восстанавливающую здоровье, но не насыщающую? Вот и я не слышал...
Как я уже говорил, боссов можно не трогать: в охраняемых ими сундуках доспехов нет. (А от боссов-пауков я просто шарахался, моментально ставя двери и перескакивая на более низкий уровень.)
Попутно подбираем доспехи, оружие и прочее, выпадающее из скелетов; а также следим за картой – чтобы не пропустить какой-либо сундук. Я дважды очистил одну из боковых шахт на своей территории, один раз – вторую; и по разу – три боковые шахты на соседних участках. Как и в главной шахте, в боковых до дна – тридцать семь уровней.
Валькирия вынесла из боковых пещер груды изломанной брони и выщербленных мечей; но собрать полные комплекты – хотя бы один из трёх! – никак не получалось. В комплекте палача не хватало нагрудника, в мифическом - набедренника, гладиатор остался без пояса. При том, что отдельные части дублировались многократно.
Но в конце концов, повезло «Гладиатору» - не «Палач», конечно, но так надоело лазить по шахтам! Максимальный запас зелий – в быстрые слоты, еду – в рюкзак, топор в руки и вперёд! Ах да, обереги тоже не помешают.
За двести пятьдесят дней убито около полусотни бизонов - и только у четырёх были черепа. Кошмарное зрелище!
Босс повержен с первой попытки, портал открывается, и… И всё, Валькирия победила.
Как, а финальный мультфильм? Да ладно вам! Главная задача – привлечь геймера заставочным мультфильмом, чтобы он захотел поиграть в игру и купил её, финальный – необязателен.
Победа одержана на двести пятидесятый день («на десятый день начинаются рейды на боссов», ага); выполнено пятьдесят девять заданий и удовлетворено семьдесят пять ультиматумов. Но вот удовольствия от игры – никакого. Так, решил задачу – и ладно…
Два сразу - зато в магазине. Но они же и во время боя с боссом предъявлялись!
По моему скромному мнению, геймдизайнеры чересчур сильно перекосили игру в сетевую сторону. Судите сами: пушки наносят урон по стенам чужих замков, в ответ замки огрызаются артиллерийским огнём. То есть, предполагается, что герои-викинги будут сражаться друг с другом. (Ну да: попали вместо Асгарда в Нифеельхейм и, вместо того, чтобы разобраться с виновниками этого «попадания», начинают крушить друг друга!) Среди достижений есть графа о количестве убитых игроков.
Комплекты доспехов разные по защитным и атакующим свойствам: вероятно, предполагается, что кто-то из четверых игроков команды будет охотиться на зверей, другой – сражаться с нежитью, третий – охотиться на троллей. Опять же, всё, что положено в сундуки – доступно в любой мастерской, не нужно переносить сырьё в рюкзак. Всё это интересно для компании, но не для одиночки…
Так и не удалось найти десяток дикобразов. Баланс, да.
Одиночное прохождение было хорошим - даже великолепным! - год назад. За год в «Ниффельхейм» добавили кое-что положительное, но убрали столько хорошего, что нет ни малейшего интереса к повторному прохождению, увы. Разве что случится чудо и что-то из уничтоженного вернётся к релизу. Буду ждать и надеяться. Удачи всем вам!